Школа, волонтерство и служба в церкви
Велосипед и лыжи в прихожей у Батьковых за последние полгода успели запылиться. Сане возиться с ними некогда, сейчас у него есть дела поважнее: в понедельник нужно заливать окопные свечи, во вторник плести маскировочные сети, в среду организовать очередной сбор в школе среди одноклассников… А в выходной, как обычно, — церковь, где он служит алтарником и с недавнего времени принимает помощь для фронта от прихожан.
В январе мальчик самостоятельно собрал и принес в штаб «Самара — для фронта» 15 огромных коробок «гуманитарки», которая уже отправилась в зону боевых действий.
Саню знают далеко за пределами школы и волонтерского движения. История паренька не оставила равнодушными тех, кто сегодня «за лентой» отдает долг родине. «Бойцы его так и называют — наш талисман», — рассказывает Сашина мама Мария.
А несколько недель назад ребенок попал в местный телесюжет — в качестве героя репортажа о жизни волонтеров СВО. «Съемки были для меня шоком, — делится впечатлениями мальчик. — Так много людей собралось тогда! Было приятно, но неловко».
Репортаж с 8-летним волонтером нашел отклик в сердцах небезучастных. Буквально за пару часов до нашей беседы к нему и его маме в волонтерский штаб приехала группа тольяттинцев: обычные люди, которых тронула история Сани и которые решили отблагодарить семью Батьковых.
«Мужчина из Тольятти, Андрей Кудряшов, почти случайно увидел сюжет с Саней и решил поддержать нас, — рассказывает Мария Батькова. — Собрал группу друзей, привез кучу игрушек, вещей, книг. Они уже во второй раз приезжают, а в этот раз собрали и гуманитарную помощь для солдат».
11 шевронов и берет танкиста
О бойцах на фронте и говорить не приходится: те регулярно отправляют ребенку нехитрые дары с передовой. Но для Саши такие подарки — особенные.
«В первый раз получил коробку от бойцов под Новый год, — рассказывает мальчик. — Там был сухпаек и новые, настоящие шевроны! А на днях один танкист прислал мне свою беретку, тоже настоящую. А еще один шеврон у меня — от волонтерского движения. Я их коллекционирую, сейчас у меня их 11. А еще есть перчатки от минометчиков ДНР».
С маминой помощью юный волонтер пришил на зимнюю куртку три шеврона. Так и носит их — с гордостью.
Решение волонтерить, да еще и по-взрослому, включая физическую помощь и снабжение, пришло к нему, когда он узнал о гибели отца — Алексея. Папа Сани до сих пор, с сентября-2023, в «серой зоне», домой его пока не привозили.
«Мы с папой Саши были в разводе, но поддерживали теплые, дружеские отношения, — рассказывает Мария Батькова. — Как и большинство наших мальчишек, его мобилизовали в сентябре 2022 года. С того времени каждый месяц отправляли ему и бойцам его бригады посылки с продуктами, одеждой, сигаретами. Словом, все, что они просили, по мелочи. А в сентябре Алексей погиб в зоне боевых действий».
О трагедии Мария рассказала сыну не сразу — не хватило сил.
«Помню, я приехала к нему (он учится в школе при храме), Сашка увидел мое лицо и спрашивает: «Мам, только не говори, что папа погиб». А я и не смогла… — вспоминает женщина. — Говорю, мол, все в порядке. Потом собрались и поехали в Тольятти, к маме бывшего мужа, Сашиной бабушке. И там уже все рассказала. Конечно, было тяжело. Саша тогда сказал, что с самого утра почувствовал, что папы уже нет…».
Копилка — для СВОих
Три месяца Батьковы не знали, что им делать — связь с сослуживцами Алексея оборвалась, отправка помощи прекратилась. А потом в соцсети Мария наткнулась на пост друга, который на тот момент уже состоял в волонтерском движении «Самара — для фронта».
«Саша Чикин — друг нашей семьи — собирал средства на фронт, на топливо. Оно дорогое, много денег нужно. И мой Саня, когда прочитал об этом, молча пошел в комнату, принес оттуда копилку и разбил ее», — вспоминает она.
В копилке, куда почти целый год детской рукой бережно отправлялись деньги, оказалось около 2500 рублей.
«Я копил эти деньги на компьютерное кресло. Это мне на праздники дарили — родня и в храме прихожане, где я алтарник. Но когда увидел пост о помощи, решил, что там они нужнее», — продолжает мальчик.
Собрались, поехали в автосервис к другу семьи. Вместе со скромными средствами сделали конвертик, положили в него рисунок, шоколадки от Батькова-младшего. Чуть погодя получили первый привет с фронта.
«Все там были ошеломлены, что ребенок отдал свою копилку. Прислали много видео для Саши, первые подарки. Было очень приятно. И после этого мы решили остаться в волонтерском штабе. С тех пор каждый день работаем тут, делаем окопные свечи, фасуем груз по коробкам, плетем маскировочные сети. Трудимся допоздна, кроме выходных — по выходным сын служит в церкви», — поясняет Мария Батькова.
В церковь ребенок попал вместе с бабушкой, в 3 года.
«Бабушка у нас верующая, служит в храме. И с 3 лет Саня всегда с ней. Сначала просто ходил слушать, а позже там же поступил в школу при храме и был благословлен на служение алтарником, поскольку уже взрослый», — говорит мама восьмилетнего мальчика.
«В храме я во время службы читаю записки, которые оставляют за здравие и за упокой, перечитываю имена, разрезаю освященный хлеб, помогаю с кадилом, подаю его батюшке. Иногда свечу выношу, — перечисляет мальчик. — Мне там нравится».
«Вырасту — стану десантником»
Саша развит не по годам, замечают окружающие. И морально, и физически. «Я даже и не понимаю, откуда он такой ответственный у меня взялся, — улыбается мама. — А родился крупным, но у него и папа — почти двухметрового роста, высокий был. А Саша — его копия».
В храме мальчика любят все прихожане. И всегда чем-нибудь одаривают — кто конфетой, кто 100 рублями, а с недавних пор — и помощью для фронта.
В школе к маленькому волонтеру тоже подключились ребята: несколько одноклассников участвуют в сборах для движения «Самара — для фронта». Особенно гордится юным патриотом учительница Наталья Александровна.
«Солдаты очень любят получать приветы от детей, прежде всего, рисунки, — говорит Мария. — Наша учителница давала детям домашнее задание: нарисовать привет для бойцов. Мы отправили на фронт целую стопку, а в ответ получили официальную благодарность для всего класса. Конечно, это очень приятно».
Есть у Сани и мечта — стать десантником, носить голубой берет. «Десантники сильные, отважные, смелые, мне это нравится. Так что, когда вырасту, пойду в войска, — планирует парень. — А пока играю в войнушку с друзьями после школы».
Российской Армии Саша желает сейчас только одного — победы. «Он верит, что если мы с ним больше будем помогать фронту, то у папы на небе всего будет в достатке, — поясняет Мария. — Сейчас все наши мысли, вся жизнь — с теми, кто на передовой».